Главный судья соревнований – ключевая фигура любой регаты. От его опыта, умения организовать гонки, общаться с яхтсменами, вести диалог с руководителями оргкомитета и представителями команд зависит успех всего мероприятия. Кубку Усть-Луги с главным судьей, несомненно, повезло: уже шестой год подряд гоночный комитет возглавляет Международный судья из Эстонии Андрус Покси. В рабочем календаре Андруса – более двадцати высокорейтинговых парусных соревнований в год: чемпионаты различных классов, проходящие по всему миру, отборочные и предолимпийские регаты, офшорные гонки. К настоящему времени на счету Андруса Покси участие в качестве члена Международного жюри уже в двух Олимпиадах – в Лондоне (Веймуте, 2012) и Рио (2016). Регата Ust Luga Cup на его официальной странице международного парусного рефери отмечена наряду с чемпионатами мира и Олимпийскими Играми.

В зоне ответственности главного судьи Кубка Усть-Луги находятся очень широкий круг вопросов, относящихся к проведению соревнований – от подготовки документов и стартовой процедуры до организации финиша и разбора протестов. Как постоянно отмечает сам Покси, несмотря на то что по своему статусу Кубок Усть-Луги – регата корпоративная, любительская, — к работе на ней он относится всерьез: «Судить «по упрощенной процедуре» даже мысли не возникает — у нас все-таки гонки».

А еще Андрус лучше всех жарит сосиски на вечеринке, которую оргкомитет проводит в первый день Кубка.

Слово — Андрусу Покси:

— Я работал судьей на многих парусных регатах, но Кубок Усть-Луги — одно из самых интересных событий года, в котором всегда приятно участвовать. Восхитительная атмосфера этого соревнования, общение с коллегами и друзьями, прекрасные гавани и порты, в которых мы останавливаемся, и, конечно же, сами гонки – динамичные и насыщенные борьбой — делают эту регату по-настоящему приятной. С Кубком Усть-Луги меня связывают уже без малого шесть лет совместной работы, при этом каждый год уникален и дарит новые впечатления и незабываемые моменты. В том числе – о жизни на катамаране гоночного комитета, где мы работаем и отдыхаем, едим и наслаждаемся морем, чувствуем себя единой командой, и я бы даже сказал – одной дружной семьей. Очень приятно видеть в глазах участников регаты энтузиазм, который делает наше соревнование еще более интересным. Например, в ходе кулинарного конкурса, когда команды готовят исключительно вкусные блюда и творчески их представляют на суд жюри. Надеюсь, что все участники регаты Кубка Усть-Луги получают удовольствие от такой необычной гонки, где в течение недели вы можете насладиться серьезным парусным спортом и отдыхом с друзьями.

— Можете сравнить свои первые регаты с нынешними? Что их связывает и что отличает? Когда вам было интереснее работать?

— Я вспоминаю, что в мой первый год настоящей проблемой было вести учетные записи, так как у многих лодок не было требуемых мерительных свидетельств, которые в соревнованиях по парусному спорту являются основой для расчета результатов, и нам поэтому нужно было быстро что-то придумать. Подходящая формула была найдена в системе учета клубных гандикапов RYA, применяемой на соревнованиях в Англии, но уже в следующем году мы перешли к использованию сертификатов ORC Club и сегодня имеем достаточно точный пересчет — то, чего требует настоящее парусное соревнование. Я вижу, как в последнее время повысились осведомленность и интерес участников Кубка к оффшорной культуре ORC, их понимание того, как результаты гонки связаны с гоночным баллом. Все вместе это делает Кубок Усть-Луги по-настоящему захватывающей оффшорной гонкой.

— А как вы относитесь к появлению в гонках новых, скоростных лодок? Какие трудности вызывает столь богатое разнообразие флота?

— Новые и более быстрые лодки в гонке — это понятное и нормальное развитие в парусном спорте, которое в целом делает всю регату более профессиональной и побуждает участников расти в спортивном плане, поспевая за развитием матчасти. Присутствие на дистанции очень разных лодок может создать ощущение, что конкуренция здесь не совсем равная. Действительно, новые лодки летят быстрее, но в том и заключается идея и прелесть подсчета очков ORC, что в конечном итоге результаты разных лодок выравниваются и становятся в достаточной степени сопоставимыми. Экипажам более медленных лодок просто психологически трудно наблюдать, как сразу после общего старта соперники уходят вперед. Однако и в этом тоже состоит радость и боль занятия парусным спортом. Если вы хотите увидеть гонки, в которых соперники всю дистанцию идут близко друг к другу, нужно проводить регату на совершенно одинаковых лодках (One-Design). Очевидно, что найти столько яхт One-Design Offshore на Балтике будет чрезвычайно сложно и дорого. На мой взгляд, Кубок Усть-Луги не должен двигаться в этом направлении – надо продолжать соревноваться на разных лодках и наслаждаться морем, общением и этой замечательной неделей под парусами, которую мы проводим одной командой.

Официальная страница Андруса Покси: http://librix.ee/www.librix.ee/Sailing_Consultancy.html